+7 (861) 275-10-50
+7 (861) 275-12-56
+7 (861) 275-10-50
+7 (861) 275-12-56
г. Краснодар, ул. Ленина, 65, оф. 307
sovet-mokk23@rambler.ru
> Городские агломерации. Главное

Городские агломерации. Главное

9 ноября в режиме видеоселектора  состоялось заседание Палаты городов – центров субъектов Российской Федерации Общероссийского конгресса муниципальных образований, организованное совместно со Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления.

В мероприятии  приняли участие депутаты Государственной Думы  РФ, представители регионов, руководители городов,  специалисты  профильных министерств и департаментов.  
Участники обсудили опыт и перспективы развития городских агломераций на территории страны.

Открыл заседание председатель Высшего совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований Виктор Кидяев.
Он рассказал о текущем  состоянии местного самоуправления, обозначил  основные задачи его развития и роль агломераций как фактора межмуниципального сотрудничества. Виктор Борисович отметил роль ТОСов в развитии МСУ на местах и предложил более подробно рассмотреть вопрос о том, что тосовцев необходимо обучать ведению предпринимательства, а также активнее вовлекать в реализацию инициативного бюджетирования.
О необходимости поддержки сельских территорий в рамках развития городских агломераций говорил первый заместитель председателя Высшего совета Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, сенатор Олег Мельниченко.

Саратов. Обратная связь

Вопросы обратной связи при формировании и развитии городских агломераций были затронуты в выступлении главы Саратова Михаила Исаева. Так, при планировании развития Саратовской агломерации использовалась специальная интернет-платформа, где жители могли поделиться своими предложениями для учета при принятии решений на городском и агломерационном уровнях.
– В 2017 году между Правительством Саратовской области и органами местного самоуправления было заключено соглашение о взаимном сотрудничестве по вопросам развития Саратовской агломерации, сторонами которой выступили Саратов и 3 муниципальных района. На сегодняшний день соглашение объединяет 196 населенных пунктов. Площадь агломерации – 7,5 тысячи квадратных километров, численность населения – более 1 миллиона 200 тысяч человек,  – рассказал мэр.
В границах Саратовской агломерации сосредоточено две трети валового регионального продукта, функционируют предприятия агропромышленного комплекса, обрабатывающей промышленности, приборостроения, а также сферы торговли и услуг.
– Мы начали разрабатывать стратегию развития агломерации до 2030 года. При помощи и содействии коммерческих экспертных центров, в соответствии с «дорожной картой», итоговый комплект документов будет составлен до конца года. В нем будут отражены анализ текущей ситуации, стратегии пространственного и социально-экономического развития, нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование нашей агломерации. Безусловно, разработка данного документа невозможна без участия и вовлечения в процесс жителей. Для обратной связи мы используем разные форматы взаимодействия – это и встречи с целевыми группами, и использование интернет-платформы явыбираюсаратов.рф. Подобная платформа применялась при разработке стратегии пространственного развития Кисловодска. Она показала и востребованность, и эффективность. Данный ресурс позволяет жителям агломерации высказывать свою точку зрения на существующие проблемы, предлагать пути решения. 40% обращений посвящено транспортной тематике, порядка 30 – благоустройству, остальное – это спорт, социальная инфраструктура и другие темы, – отметил Михаил Исаев.
По словам руководителя города, необходимо предусмотреть в проекте федерального закона положения, в соответствии с которыми создание и развитие агломерации подлежали бы обсуждению в разных форматах с населением соответствующих территорий. Это можно  осуществить посредством проведения публичных слушаний, общественных обсуждений. Также необходимо включать жителей и общественников  в составы координационных советов.  По мнению саратовских представителей, это  положительно скажется на эффективности агломерационных процессов.    

Генплан Краснодара

Градостроительные аспекты развития агломераций были затронуты в выступлении главы Краснодара Евгения Первышова.
Опыт кубанской столицы примечателен учетом синхронного развития прилежащих к городу сельских территорий, а генеральный план Краснодара как агломерации был признан лучшим Российской академией архитектуры и строительных наук.
– Краснодарская агломерация уникальна: в нее входят муниципальные образования двух субъектов Федерации – Кубани и Республики Адыгея. От Краснодарского края – Краснодар, Горячий Ключ, Северский и Динской районы, от  Адыгеи – Адыгейск, Теучежский и Тахтамукайский районы. Численность населения агломерации – 1,5 миллиона человек. Краснодарская агломерация формирует крупнейший жилищный рынок в регионе. У нас  мощный экономический и человеческий потенциал. Сумма инвестиций в основной капитал в прошлом году превысила 140 миллиардов  рублей, объем отгруженной  промышленной продукции – 453 миллиарда, оборот розничной торговли – 627 миллиардов, – подчеркнул Евгений Первышов.
В сентябре 2020 года  был принят новый Генплан Краснодара. Как рассказал глава города, для развития выбрана агломерационная модель, которая предусматривает создание ядра в нынешних границах краевого центра и совместное развитие всей агломерации. Документ, в частности, прогнозирует увеличение числа жителей к 2040 году  до 3,2 миллиона  человек, из них 2,2 миллиона  будут проживать в Краснодаре и 1 миллион – в ближнем поясе агломерации.
По словам руководителя краевой столицы, в Генплане обозначены главные направления развития агломерации. Для того  чтобы эта модель полноценно работала и помогала динамично развиваться всем территориям, необходима разработка комплексного плана – единого для всех муниципальных образований.

Логистика Казани

О роли дорожного строительства и развития транспорта в формировании современной городской агломерации, в том числе с созданием сквозных транспортных магистралей с населенными пунктами, развития общественного транспорта рассказал в своем докладе мэр  Казани Ильсур  Метшин.
Глава столицы Татарстана отметил, что благодаря реализации с 2017 года национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» увеличился объем дорожных работ.
– За четыре года на дорожные работы в Казани выделена рекордная сумма – 30,5 миллиарда рублей, в том числе в рамках нацпроекта – 9,7 миллиарда; из них федеральные средства – 7,3 миллиарда. Благодаря этому удалось достигнуть показателя нормативного состояния дорожной сети города в 83%. Отдельное спасибо Правительству Российской Федерации и Президенту Республики Татарстан, – сказал руководитель Казани.
В последние годы для столицы республики, как и для всех крупных городов, актуальной стала проблема пробок, вызванная массовой автомобилизацией.
– В среднем за год количество автомобилей увеличивается на 20 тысяч единиц. На сегодня уровень автомобилизации составляет 355 автомобилей на 1 тысячу жителей, – привел цифры мэр.
По словам Ильсура Метшина, для увеличения пропускной способности улиц и скорости движения реализуется комплекс мероприятий: создается единое парковочное пространство, отменяются левые повороты, ограничивается въезд грузового транспорта в центр, внедряется адаптивная система управления дорожным движением, вводятся выделенные полосы.
– Завтрашний день мы видим в развитии скоростных видов транспорта – скоростного трамвая и метробусов, которые, в свою очередь, приведут к существенной оптимизации маршрутной сети, увеличению скорости передвижения пассажиров, повышению безопасности дорожного движения и сокращению количества городского транспорта, что в конечном итоге позволит улучшить экологическую ситуацию в городе, – рассказал о планах Ильсур Метшин.
Он подчеркнул, что в этой работе важно слышать мнения и запросы населения, максимально полно доносить до жителей информацию о подобных проектах, в том числе используя современные технологии.

Подведение итогов

Председатель Научно-экспертного совета Конгресса, депутат Тюменской городской Думы Степан Киричук обратил внимание на синхронное развитие агломераций в различных регионах, образующих межсубъектные агломерации, какой фактически является Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
Вопросы взаимного межмуниципального бюджетного кредитования и государственной поддержки агломерационных проектов рассмотрела в своем докладе заместитель директора департамента межбюджетных отношений Минфина России Дарья Хворостухина.
Итоги заседания подвел заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Владимир Мазур. В своем выступлении он отметил глубокое вовлечение регионов в решение агломерационных задач, определил направления дальнейшей работы, подчеркнув, что текущее состояние местного самоуправления позволяет использовать перспективные управленческие механизмы и встраиваться в слаженную работу единой системы публичной власти для достижения национальных целей, поставленных главой государства.
Участники заседания решили доработать резолюцию с учетом лучших практик агломерационного развития. Проект документа представил председатель Палаты Сергей Еремин. Резолюция будет доработана до конца ноября и направлена в Правительство России, Государственную Думу, Совет Федерации и регионы.
– Сегодняшнее заседание показало, что формирование и поддержка агломерационных процессов – это вопрос стратегического развития нашей страны. Решать такую задачу можно только в сотрудничестве с государственной властью, заложив вопрос агломераций в разрабатываемый проект основ государственной политики в области развития местного самоуправления, – заключил Виктор Кидяев.

Текст: Нина Надюк
Понравилась новость?
Поделись с друзьями!