В Министерстве регионального развития под председательством главы ведомства Игоря Слюняева состоялось совещание о ходе разработки проекта концепции ФЦП «Социально-экономическое развитие малых городов РФ на период до 2020 года». В нем приняли участие директора профильных Департаментов Минрегиона, представители ЗАО «РОЭЛ Консалтинг», экспертного и научного сообщества.
Директор Департамента инвестиционных проектов, целевых и специальных программ развития субъектов РФ Нурали Резванов и генеральный директор ЗАО «РОЭЛ Консалтинг» Софья Иванова представили проект концепции ФЦП, подготовленный с учетом замечаний Министра и предложений участников Межведомственной рабочей группы по разработке Программы.
В частности, проект концепции ФЦП был доработан по следующим направлениям:
- обеспечение дифференцированного подхода к программам развития малых городов различной численности и типа;
- учет перспектив развития малого города с точки зрения приоритетов развития страны в целом, соответствующего федерального округа, отрасли, региона, муниципального образования и т.д.;
- учет прогноза текущего, среднесрочного и долгосрочного развития Российской Федерации;
- опора на стратегии пространственного развития России (схемы расселения, схемы размещения производственных сил);
- проработка «инерционного» сценария развития малых городов;
- анализ опыта поддержки монопрофильных муниципальных образований.
В целях обеспечения дифференцированного подхода к программам развития малых городов в рамках Программы предполагается осуществлять поддержку как «депрессивных», так и развивающихся (стабильных) городов.
Как «депрессивные», так и развивающиеся малые города могут относиться к различным типам: промышленные, агропромышленные, транспортные узлы (в т.ч. порты), историко-туристические, инновационные либо научно-производственные центры, города с рекреационным и туристическим потенциалом, города, входящие в агломерации, приграничные города, ЗАТО (итого 627 малых городов с численностью до 50 тысяч человек, исключая моногорода).
В соответствии с проектом концепции ФЦП для получения финансирования малые города должны представить соответствующие предлагаемому формату Программы комплексного развития (ПКР), которые в дальнейшем будут проходить конкурсный отбор (учтен опыт поддержки моногородов).
ПКР являются комплексными программами социально-экономического развития малого города, охватывающими все сферы жизнедеятельности: от развития производительных сил до развития социальной сферы, и включающими программу инновационного развития, а также комплексный инвестиционный план.
Основные средства в рамках ФЦП предполагается направить на реализацию типовых подпрограмм, исходя из типологии города:
-Привлечение инвестиций и поддержка развития агропромышленного и промышленного комплексов;
-Развитие малого и среднего бизнеса;
-Модернизация ЖКХ и развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры;
-Создание условий роста занятости;
-Развитие туризма и рекреационного потенциала;
-Создание индустриальных и технологических парков, развитие кластеров, городских агломераций;
-Мероприятия для ЗАТО;
-«Управляемое сжатие».
ПКР должны обязательно содержать эффективные инвестиционные проекты, направленные на диверсификацию малого города и создание дополнительных рабочих мест. При этом главным целевым индикатором является минимизация затрат, т.е. максимизация бюджетной эффективности (основной критерий по оценке представляемых ПКР).
Процесс отбора малых городов для оказания государственной поддержки разбивается на две фазы:
- первая - для первоочередного рассмотрения ПКР, представленных «сотней депрессивных» и «сотней развивающихся» городов;
-вторая - для выделения средств на ПКР, представленных остальными городами.
Секретарь Экспертного сообщества по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Бачурина предложила при разработке концепции ФЦП также учесть и проанализировать положительные практики в сфере законодательного и организационно-методического обеспечения управления городской средой в целях формирования комфортной городской среды проживания в малых городах.
Игорь Слюняев отметил, что подготовленный документ требует доработки по следующим направлениям:
- учет и анализ конкурентных преимуществкаждого малого города и их специализаций (приграничные, казачьи, исторические города, технопарки, ЗАТО и т.д.);
- анализ экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также транзитного потенциала малых городов;
- учет и анализ ресурсообеспеченности и качества управления ресурсами малых городов (в том числе земельная и имущественная обеспеченность, налоговый потенциал, промышленный потенциал);
- анализ влияния комплексных инвестиционных планов на качество жизни людей (в т.ч. доходы, состояние основных фондов, городской среды проживания, социологические показатели), уровень валового регионального продукта, доходов домашних хозяйств;
- системный подход к формированию проекта концепции ФЦП с учетом мероприятий, проводимых в рамках федеральных целевых программ, региональных целевых программ, степени влияния институтов развития и естественных монополий.
По мнению Министра, основным инструментом финансирования мероприятий в рамках проекта концепции ФЦП должен быть определен механизм грантовой поддержки.
Игорь Слюняев поручил Департаменту доработать и представить Министру план мероприятий («дорожную карту») по вопросу разработки концепции ФЦП «Социально-экономическое развитие малых городов Российской Федерации на период до 2020 года» с учетом необходимости обсуждения проекта концепции с представителями малых городов.
Директор Департамента инвестиционных проектов, целевых и специальных программ развития субъектов РФ Нурали Резванов и генеральный директор ЗАО «РОЭЛ Консалтинг» Софья Иванова представили проект концепции ФЦП, подготовленный с учетом замечаний Министра и предложений участников Межведомственной рабочей группы по разработке Программы.
В частности, проект концепции ФЦП был доработан по следующим направлениям:
- обеспечение дифференцированного подхода к программам развития малых городов различной численности и типа;
- учет перспектив развития малого города с точки зрения приоритетов развития страны в целом, соответствующего федерального округа, отрасли, региона, муниципального образования и т.д.;
- учет прогноза текущего, среднесрочного и долгосрочного развития Российской Федерации;
- опора на стратегии пространственного развития России (схемы расселения, схемы размещения производственных сил);
- проработка «инерционного» сценария развития малых городов;
- анализ опыта поддержки монопрофильных муниципальных образований.
В целях обеспечения дифференцированного подхода к программам развития малых городов в рамках Программы предполагается осуществлять поддержку как «депрессивных», так и развивающихся (стабильных) городов.
Как «депрессивные», так и развивающиеся малые города могут относиться к различным типам: промышленные, агропромышленные, транспортные узлы (в т.ч. порты), историко-туристические, инновационные либо научно-производственные центры, города с рекреационным и туристическим потенциалом, города, входящие в агломерации, приграничные города, ЗАТО (итого 627 малых городов с численностью до 50 тысяч человек, исключая моногорода).
В соответствии с проектом концепции ФЦП для получения финансирования малые города должны представить соответствующие предлагаемому формату Программы комплексного развития (ПКР), которые в дальнейшем будут проходить конкурсный отбор (учтен опыт поддержки моногородов).
ПКР являются комплексными программами социально-экономического развития малого города, охватывающими все сферы жизнедеятельности: от развития производительных сил до развития социальной сферы, и включающими программу инновационного развития, а также комплексный инвестиционный план.
Основные средства в рамках ФЦП предполагается направить на реализацию типовых подпрограмм, исходя из типологии города:
-Привлечение инвестиций и поддержка развития агропромышленного и промышленного комплексов;
-Развитие малого и среднего бизнеса;
-Модернизация ЖКХ и развитие социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры;
-Создание условий роста занятости;
-Развитие туризма и рекреационного потенциала;
-Создание индустриальных и технологических парков, развитие кластеров, городских агломераций;
-Мероприятия для ЗАТО;
-«Управляемое сжатие».
ПКР должны обязательно содержать эффективные инвестиционные проекты, направленные на диверсификацию малого города и создание дополнительных рабочих мест. При этом главным целевым индикатором является минимизация затрат, т.е. максимизация бюджетной эффективности (основной критерий по оценке представляемых ПКР).
Процесс отбора малых городов для оказания государственной поддержки разбивается на две фазы:
- первая - для первоочередного рассмотрения ПКР, представленных «сотней депрессивных» и «сотней развивающихся» городов;
-вторая - для выделения средств на ПКР, представленных остальными городами.
Секретарь Экспертного сообщества по градостроительной деятельности при Комитете Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Бачурина предложила при разработке концепции ФЦП также учесть и проанализировать положительные практики в сфере законодательного и организационно-методического обеспечения управления городской средой в целях формирования комфортной городской среды проживания в малых городах.
Игорь Слюняев отметил, что подготовленный документ требует доработки по следующим направлениям:
- учет и анализ конкурентных преимуществкаждого малого города и их специализаций (приграничные, казачьи, исторические города, технопарки, ЗАТО и т.д.);
- анализ экспортоориентированных и импортозамещающих производств, а также транзитного потенциала малых городов;
- учет и анализ ресурсообеспеченности и качества управления ресурсами малых городов (в том числе земельная и имущественная обеспеченность, налоговый потенциал, промышленный потенциал);
- анализ влияния комплексных инвестиционных планов на качество жизни людей (в т.ч. доходы, состояние основных фондов, городской среды проживания, социологические показатели), уровень валового регионального продукта, доходов домашних хозяйств;
- системный подход к формированию проекта концепции ФЦП с учетом мероприятий, проводимых в рамках федеральных целевых программ, региональных целевых программ, степени влияния институтов развития и естественных монополий.
По мнению Министра, основным инструментом финансирования мероприятий в рамках проекта концепции ФЦП должен быть определен механизм грантовой поддержки.
Игорь Слюняев поручил Департаменту доработать и представить Министру план мероприятий («дорожную карту») по вопросу разработки концепции ФЦП «Социально-экономическое развитие малых городов Российской Федерации на период до 2020 года» с учетом необходимости обсуждения проекта концепции с представителями малых городов.
Понравилась новость?
Поделись с друзьями!
Поделись с друзьями!