+7 (861) 275-10-50
+7 (861) 275-12-56
+7 (861) 275-10-50
+7 (861) 275-12-56
г. Краснодар, ул. Ленина, 65, оф. 307
sovet-mokk23@rambler.ru
> Порядок предоставления финансовой поддержки ЖКХ за счёт сред...

Порядок предоставления финансовой поддержки ЖКХ за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ

Порядок предоставления финансовой поддержки ЖКХ за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
(Реализация Федерального Закона №185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О фонде содействия по реформированию ЖКХ».)

По материалам семинара НП «Центр инноваций»
муниципальных образований 15-16 ноября 2007 года. Москва.

Маликова Ирина Петровна, генеральный директор
Аудиторского консультационного центра «Жилкомаудит».

Требования по срокам 185-го закона. 1 января 2008 года.

Сегодня тот период, когда ещё только-только закладываются основы самого Фонда содействия по реформированию ЖКХ. Пока нет конкретной программы действий Фонда. В срок до 1 января 2008 года Фонд должен подготовить и опубликовать документы по некоторым формам. По первым трём позициям он должен дать документы - по сведениям о состоянии предприятий в коммунальной сфере, электро-, тепло-, водо-, газоснабжения; в сфере управления жильём, по количеству управляющих компаний, по их статусу, форме собственности; и по ТСЖ. В законе не установлено, что по всем остальным условиям будут какие-то формы. Следовательно, понимаем, что должны будем представить самостоятельно информацию, подтверждающую исполнение тех или иных условий закона.

До 1 января 2008 года будут определены формы для запроса информации по коммунальным предприятиям, по управляющим компаниям в жилищной сфере и ТСЖ. Как подтвердить информацию по другим программам? О критериях, с помощью которых можно подтвердить информацию о том, что исключено перекрёстное субсидирование, что нет убытков при тарифном регулировании и, кроме того, готовы ли органы местного самоуправления решать эти вопросы, надо подумать сегодня. До начала работы Фонда можно представить только своё видение вариантов реализации 185-го закона.

Федеральный закон №185 можно не исполнять!

Скажу своё видение по 185-му закону, учитывая настроение и отношение к нему, отдельных органов местного самоуправления. 185 закон - это отношение федеральных органов к ситуации в жилищно-коммунальной сфере. Принимается много законов. Например, 161-й федеральный закон (от 14 ноября 2002 г. N -ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями от 8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.) - исключающий возможность создавать ГУПы, МУПы. Жилищный кодекс, который регулирует отношения непосредственно в жилищной сфере и максимально исключает полномочия органов местного самоуправления. Закон - 210-ФЗ (от 30 декабря 2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»), который так же затрагивает отношения органов власти к регулированию тарифов в ЖКС. Причём всех уровней власти - и федеральных, и субъектов Федерации, и органов местного самоуправления. В результате государство не видит отдачи от этих законов.

Так 161-м законом - с 2003 года запрещено создавать ГУПы и МУПы под любые виды деятельности. С 2003 года запрещено создавать МУПы для всех видов деятельности кроме тех, которые обеспечивают эксплуатацию объектов, запрещенных к приватизации. А это только электроэнергетика. Однако до сих пор существует практика создания МУПов во всех видах деятельности. Вышел Жилищный кодекс, опять стали создавать МУПы - управляющие компании. Во многих муниципальных образованиях создаются МУПы, теплосети, водоканалы. Ограничены случаи создания МУПов, но муниципальные образования продолжают их создавать. 210-й закон - в нём дали полномочия органам местного самоуправления и субъектам РФ регулировать тарифы на воду. Чётко в статье 9 прописали, как должен регулироваться тариф без убытков. У предприятия всегда сегодня должен быть экономически обоснованный тариф, но до сих пор во многих регионах Российской Федерации продолжается утверждение убыточных тарифов.

И, наконец, выходит Жилищный кодекс, который так же однозначно говорит о том, что собственники обязаны принять решение о способе управления. Собственники! Муниципальные образования - собственники своего муниципального жилья. Почему-то, на многих территориях, органы местного самоуправления пользуются следующей отговоркой: «А у нас граждане не выбрали способ управления». А орган местного самоуправления, представляющий муниципальное образование как собственника жилья, выбрал способ управления? Что такое в Жилищном кодексе способ управления по конкурсу? Это аварийная ситуация. И этой аварийной ситуации стали дожидаться большинство органов местного самоуправления. Именно так происходит. Изначально ставилась задача - привлечь к управлению собственника, в том числе органы местного самоуправления. Следовательно, необходимо было инициировать собрание органам власти через своих представителей, создавать ТСЖ - через своих представителей. Посмотрите, сколько задач не решается. Закон за законом, а задачи не решаются.

И когда решался вопрос о финансовой помощи государства, тут уже государство встаёт в определённую позицию и устанавливает порядок оказания помощи только тем, кто исполняет федеральные законы. Давайте так и посмотрим на 185-й закон. Государство будет помогать только тем муниципальным образованиям, в которых МУПы должны быть сведены к нулю, потому что их создание, в своё время, практически не допускал 161-й закон, управляющие компании должны быть только выбранные.

Опираясь на большой опыт работы в регионах Российской Федерации, вижу, как складывается практика по Российской Федерации: Огромное количество положительных примеров.

Идёт процесс преобразований. В ряде регионов Российской Федерации он начался сразу, как только Жилищный кодекс вышел. В июне 2005 года в Липецке прошли преобразования, связанные с выбором управляющих организаций. Руководители предприятий пошли к собственникам и стали проводить собрания. На октябрь 2005 года в одном из муниципальных образований Ленинградской области уже 700 домов было в управлении, выбрали способ управления. В Свердловской области, в Тюменской области, в Челябинской области и др. - везде только положительный результат.

Государство даёт старт, но этот старт далеко не всегда поддерживается с позиции муниципалитетов. Отсюда и вся суть 185-го закона. Читая сначала по разделам закон, думается, как же так, деньги дают на ремонт жилья, а фонд называется «Содействие реформированию ЖКХ», т.е., в законе про всё ЖКХ. Назвали этот фонд «Фондом содействия реформированию ЖКХ», потому что государство ограничило выдачу финансовой помощи только тем муниципальным образованиям, которые будут реализовывать государственную политику преобразования во всех сферах.

Это некоторые комментарии по поводу настроений и высказываний по сути 185-го закона. 185-й закон отличается от всех остальных законов тем, что его можно исполнять, а можно - не исполнять. Практически все федеральные законы обязательного исполнения. А этот закон - ну посмотрели, ну не нравится, хотим остаться с МУПами, значит, не реализовываем 185-й закон. К его реализации ОМС практически подталкивает население и больше никто. Принять к исполнению 185-й закон или нет, это практически политическое решение.

Граждане ждут от ОМС капитальных ремонтов домов, и ОМС не будет ссылаться на отсутствие полномочий, например, в сфере земельных отношений. Если необходимо ОМС решить проблемы финансирования капитального ремонта домов, то такие ОМС будут всё делать, и границы устанавливать, и межевание производить, устанавливать сервитуты и так далее.

Некоторые города отказались участвовать в этой программе. Все условия участия муниципальных образований в программе решаются в рамках субъектов Российской Федерации. Система раздачи денег в муниципальные образования зависит только от политики субъектов Российской Федерации. Если есть поддержка в субъекте, значит ОМС участвует в программе, значит, принимает весь 185-й закон, как он есть, вне зависимости, есть какие-либо полномочия у ОМС или нет. Чтобы деньги получить, надо выполнить установленные законом условия.

Был пример, что районное муниципальное образование отказалось участвовать, потому что у них численности не хватает. Численность установлена только для одного случая. Только для того, чтобы правильно подать заявку субъектом РФ. Потом ничем абсолютно не ограничено никакое муниципальное образование. Любая численность, главное - исполняются условия закона. Критерии по численности граждан касаются исключительно субъектов Российской Федерации. В первую очередь, конечно, субъектам нужно определиться с двумя, как минимум, муниципальными образованиями на 2008 год. Иначе в принципе не с чем идти на федеральный уровень. В отдельных областях всем органам местного самоуправления дано задание до 1 января 2008 года подготовить заявки и материалы. Такая политика области. Если же субъект РФ хочет апробировать схему, то можно пойти по минимуму, посмотреть, как получается, а дальше - распространить опыт на все муниципальные образования.

Реализация требований по коммунальным предприятиям.

Первый вопрос - как достичь тех процентов по предприятиям, которые установлены в сфере электро-, тепло-, водо-, газоснабжения, по коммунальным предприятиям. По управляющим компаниям, по форме собственности и по их количеству. Что касается количества - то здесь всё понятно. Возьмём для примера многоотраслевое предприятие в муниципальном образовании. Понятно, что оно одно и есть два варианта. Первый вариант - из этого МУПа сделать одно такое же, но другой формы собственности предприятие. Второй вариант - сделать из этого МУПа несколько предприятий, а МУП сохранить. Но МУП сохранить таким образом, чтобы 80 % было на все остальные предприятия. Из многоотраслевого МУПа выделяется теплоснабжающее, водоснабжающее, управляющая компания. Пока используем слово «выделяется», чтобы определить количество предприятий. На территории наверняка есть газоснабжающее и электроснабжающее предприятия. И скорее частной формы собственности. Фактически в указанном случае на территории два предприятия частной формы собственности есть. Значит к этим двум предприятиям надо приплюсовать такое количество, чтобы МУП был в 20 %, если ОМС намерен его оставить. Легко считается по количеству. Это в коммунальной сфере. Таким образом, решается проблема необходимого количества ресурсоснабжающих организаций.

В принципе, можно создать любое количество предприятий, выделив какое-то имущество. Однако есть требования в законе о количестве предприятий в сфере электро-, тепло-, водо-, газоснабжения. А раз «снабжение», то это должны быть предприятия, которые продают тепловую энергию, воду, газ, электроэнергию. Если создаём такого рода предприятие, то оно должно владеть, как минимум, инженерной инфраструктурой. В любом её виде, котельная ли это, либо это очистные сооружения. Но, в любом случае, это предприятие должно обладать инфраструктурой. И понятно, что все эти предприятия попадают под регулируемый вид деятельности. Значит, регулируется тариф.

Варианты преобразований.

Что можно сделать сейчас с МУПом для того, чтобы преобразовать в другую форму собственности? Абсолютно бесспорно - акционирование МУПов. Но мы не рекомендуем этот путь, как исключительный. Почему?

В процессе акционирования предприятие преобразуется в частную форму собственности. Два пути акционирования - акционирование с учётом инфраструктуры, то есть, инфраструктура отдаётся в собственность предприятия, предприятие акционируется целиком, как имущественный комплекс. И второй вариант - инфраструктура передается в муниципальную казну и этому же предприятию, поскольку оно одно на территории, потом передаём в аренду. По первому и второму варианту - стоимость уставного капитала ОАО - это стоимость чистых активов. Это актив минус пассив, и минус то имущество, которое изымается. Наверняка будет несколько десятков миллионов рублей, а может быть и сотен. В тех городах, в которых мы решали вопросы с предприятиями и их акционированием - сто миллионов как минимум. Представьте, акционируем муниципальное предприятие с уставным капиталом 100 миллионов. Нам нужно потом долю на 75 миллионов продавать, отчуждать. А отчуждать как? На конкурсе. Что получается? Нужно будет найти такого инвестора, который купит долю в акционированном предприятии за 75 миллионов. Стоит ли идти таким путём, чтобы сначала акционировать, а потом ждать, искать такого инвестора, который потом захочет вложить 75 миллионов. Если есть такой инвестор то тут понятно, вопрос решён. Но если органы местного самоуправления уверены, что не смогут таким образом решить вопрос, то, конечно, по пути акционирования нет никакого смысла идти. Надо искать другие варианты.

Другой вариант - это как раз тот вариант, который некоторые специалисты называют незаконным. Не могу согласиться с тем, что он незаконный, потому что есть исключения из закона о приватизации. Когда утверждается, что МУПы не могут быть участниками хозяйственных обществ, то приводятся причины. Первая причина - у МУПа нет собственного имущества, чтобы внести его в уставной капитал. Вторая - запрет по закону о приватизации. Никто не требует, чтобы имущество было в собственности. Право хозяйственного ведения предприятий и право оперативного управления учреждений - это вещное право. Если предприятию на праве хозяйственного ведения передают какие-либо объекты, то полностью за состояние таких объектов отвечает предприятие. Предприятие, поскольку хозяйственное ведение приравнено к вещному праву, в соответствии с Гражданским кодексом, владеет, пользуется и распоряжается. Единственное, с ограничением: отчуждать недвижимое имущество можно, но с согласия собственника. Поэтому нормы, которые есть в 161-ом федеральном законе, по которым государственные и муниципальные предприятия могут быть участниками хозяйственных обществ, совершенно легитимны и подтверждаются законом о приватизации. Это чётко записано в статье 6, пункт 1, унитарные предприятия могут быть участниками хозяйственных обществ. В законе о приватизации, в статье 3, пункт 2, подпункт 9, - действие закона о приватизации не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении имущества муниципальными и государственными унитарными предприятиями, муниципальными и государственными учреждениями.

Учреждения, как и предприятия, если они отчуждают своё имущество, то только с согласия собственника. Если они что-то вкладывают в уставный капитал хозяйственного общества, то только с разрешения собственника. Ограниченное право. Доля, которую МУП вложит в уставный капитал общества, у этого предприятия так же на праве хозяйственного ведения. Если произойдет ликвидация МУП, то имущество просто перейдёт в муниципальную собственность. Доля МУП в хозяйственном обществе остаётся в муниципальной собственности, поэтому многие регионы неправильно понимают данную ситуацию, когда считают, что если МУП создает ООО, то у ООО 100% уставного капитала будет находиться в частной форме собственности.

Совершенно соответствует нормам действующего законодательства создание МУПами хозяйственных обществ в любой организационно-правовой форме. Это могут быть общества с ограниченной ответственностью. И мы рекомендуем сегодня идти по этому пути. Огромное количество территорий пошли по этому пути, и ни у кого не было оснований оспорить данный вариант решения. Были даже Постановления Высшего Арбитражного суда о том, что все эти нормы легитимны. Тем, кто пользовался нашими методичками по акционированию, мы даже прикладывали все эти дела. У нас даже бюджетные учреждения имеют право создавать ООО. Даже учреждения! Это, кстати, один из вариантов, если у муниципального образования до сих пор управляющие компании в виде бюджетных учреждений. МУ может вложить денежные средства в ООО, а имущество передать в аренду. Единственное, что необходимо - этому ООО собрать собрания и подтвердить ещё раз свои полномочия управляющих организаций. Вот и всё. Поэтому мы сегодня рекомендуем идти таким путем, но не акционированием.

Рассмотрим вариант, что можно сделать сегодня с многоотраслевым МУП. Например, необходимо создать частное предприятие. Создаём предприятия путем вложения частного капитала, имущества МУПа, недвижимого плюс движимого, либо просто денежных средств. Варианты могут быть любые. Территории муниципальных образований есть небольшие, легче решать на больших территориях. Там всё попроще. На небольших территориях всегда возникает проблема, особенно с кадрами. Создадим, а где потом найти людей, чтобы управлять всеми этими предприятиями. Мы рекомендуем, и очень активно сейчас реализуется эта идея, - холдинговая схема. Прекрасно понимаем, что отпускать сейчас процесс совсем из муниципалитета не всегда правильное решение. Руководители принимают решение, сохраняя своё административное влияние на эту сферу. Поэтому предлагается многоотраслевому предприятию создать ООО. В нашем случае это может быть теплосеть, водоканал и управляющая компания. Можно отдельно выделить благоустройство, баню или ещё что-либо. Но это не выделение, а создание вновь. Первый вариант - ООО создаётся на базе имущества. То есть, можно передать, в том числе, инфраструктуру, потому что она в хозяйственном ведении. Можно передать котельную, можно передать только гаражи, можно передать любое имущество - сформируется уставный капитал. Единственное, доля, которая передаётся в уставный капитал этих ООО, должна быть 25 %, не более, по сравнению с остальными участниками, т.е. остальной уставный капитал должен принадлежать частным лицам. Многие пошли по пути привлечения физических лиц. Может ли быть директор предприятия этим лицом? Может. Итак, нужно создавать такое ООО, чтобы в муниципальной собственности было до 25%. Значит для этого нужно сделать такой уставный капитал, чтобы у всех физических лиц было 75 %. Для ООО достаточно вообще 10 тысяч рублей, но это как-то не солидно, особенно для тепловой сети и подобных предприятий.

Итак, установили величину уставного капитала 75 % / 25 %, варьируем. Первый вариант, имущество не вкладывали, и все участники договорились вложить деньги. Создать ООО сейчас можно фактически в 2 недели. Неделю готовятся все учредительные документы, 5 дней регистрируется в налоговом органе. Создали ООО. Дальше, МУП сдаёт в аренду ООО имущество, необходимое для того вида деятельности, для которого его создали.

Оговорюсь ещё раз. Всё делается с согласия собственника, с него всё начинается. Первый шаг - директор предприятия делает запрос в муниципалитет: прошу разрешить создать ООО путём вложения денежных средств или имущества. Если имущества, то такое-то. Понятно, что стоимость имущества должна быть в той величине, чтобы было 25%.

Если директор будет участником нового хозяйственного общества, тогда ему нужно разрешение органа местного самоуправления. Согласовательная процедура по 161-му закону. Заключается учредительный договор между участниками нового общества, МУП - до 25%, все остальные частные лица. Следующий пункт должен быть - внести изменения в устав МУПа, и далее - МУПу передать в аренду вновь созданному ООО такое-то имущество. МУП является арендодателем. Орган власти является арендодателем только в одном случае, если имущество в казне. В данном случае имущество на балансе МУПов, в хозяйственном ведении, на вещном праве.

Хороший вариант, когда МУП является арендодателем ещё по одному обстоятельству. Остаются кредиторы и понятно, что нужно расплачиваться. Арендную плату получает МУП. Для решения вопроса с оплатой кредиторской задолженности, МУП может представить план поступления арендных платежей, для кредиторов. Арендная плата - это источник средств для расчёта по долгам с поставщиками. В результате не переводятся долги, кредиторская задолженность на новые предприятия.

Создали, таким образом, столько ООО, сколько нужно, но при этом не следует забывать, что МУП обладает исключительной правоспособностью. Поэтому любые изменения нужно вносить в устав. То есть, если лишается МУП имущества путём вложения в уставный капитал и одновременно какого-то вида деятельности, изменения в устав вносятся в обязательном порядке. Допустим, всё виды деятельности МУПа передали ООО, а у МУП оставили как некое арендное предприятие, с аппаратом, управлением и может быть с арендной платой. В 161-ом законе нет требований, что ОМС обязано ликвидировать такое МУП, поэтому оно может сохраниться.

При этом, созданное ООО не будет правопреемником МУП. Предприятие создаётся с чистого листа. МУП будет гасить долги за счёт той же, например, аренды. Но никто не запрещает решать вопросы с дебиторской задолженностью, в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Договор цессии, пожалуйста. Переуступка права требования, пожалуйста. Если вновь создали ООО, то есть право заключить договор цессии, и переуступить право требования долгов граждан, например, новому предприятию. Есть целый ряд нюансов, связанных с финансовой и налоговой процедурой, но вопрос вполне решаемый.

Перейдём к схеме холдингов. Орган местного самоуправления позволяет МУПу не только создать хозяйственное общество, но ещё и исполнять функции единоличного исполнительного органа, то есть, управлять хозяйственными обществами. Что для этого нужно сделать? Хозяйственные общества создаются без руководителей. В уставах хозяйственных обществ указываются, что функции единоличного исполнительного органа выполняет юридическое лицо, избираемое участниками общества. В данном случае, все участники, когда подписывают учредительный договор, устанавливают, что функции единоличного исполнительного органа возлагаются на управляющего, которым может быть МУП, который, собственно, и создал хозяйственные общества. В МУПе остаётся директор, естественно, бухгалтерия, абонентская служба, всё, что обеспечивает процесс управления. МУП, поскольку выполняет функцию единоличного исполнительного органа, заключает договоры на ведение функций исполнительного органа, на управление обществами. Централизованная бухгалтерия в МУПе. В договоре всё прописывается. Что изменилось. Раньше вели один баланс, теперь будет столько балансов, сколько создали ООО и плюс ещё баланс самого МУПа.

Дополнительно необходимо внести изменения в контракт директора с органом местного самоуправления. В 21-й статье 161-го закона интересная фраза, пункт 2, - руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем юридического лица и занимать должность в коммерческих организациях, быть единоличным органом, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой деятельности входит в должностные обязанности данного руководителя. Поэтому нужно внести дополнения, изменения в контракт с органами местного самоуправления. Само собой, это может быть и должностная инструкция. Можно параллельно её сделать, но мы рекомендуем изменения в договор. Сейчас выпускаем специальный методический документ о создании холдингов. Там всё прописано, пошагово, что делаем, куда идём, какой договор. Будет дан образец договора на выполнение функций единоличного исполнительного органа. Кому интересно, пожалуйста, обращайтесь. В журнале «Жилкомаудит» публиковаться методика не будет, будет только объявление, что мы её реализуем. По почте высылаем.

Ещё раз, всё-таки, юридические основания для создания ООО. ОМС тоже в своё время стояли на позиции, ссылаясь на закон о приватизации, что ООО не могут создать органы местного самоуправления. Однако ещё раз по запросу одного предприятия стали изучать законодательство и документы, и нашли Постановление Президиума Верховного суда Российской Федерации от 26 февраля 2003 года. В этом Постановлении Верховного суда чётко указано, что органы местного самоуправления не могут создавать ООО, а муниципальные образования могут. Объясню позицию. Суд пошёл по такому пути - орган, это юридическое лицо. Орган несёт ответственность за то имущество, которое за ним закреплено. Муниципальное образование - это публичное образование. Гражданский кодекс не запрещает публичным образованиям образовывать юридические лица, в том числе, такой формы собственности как ООО. Подробные разъяснения есть в 1-ом номере журнала «Жилкомаудит» 2007 года, 64 страница. Наша позиция тоже высказана и суть её такова, что закон о приватизации даёт исключения. Одно из них по МУПам представлено, а второе исключение это то, что закон о приватизации не распространятся на другие случаи отчуждения, предусмотренные нормами законодательства. Верховный Суд рассудил так, что Гражданский кодекс не запрещает публичным образованиям, создавать юридические лица. Совершенно правомерно, что в лице учредителя выступит само муниципальное образование.

Вопрос по тарифам.

Учитывая, что создаются теплосеть, водоканал, то, естественно, возникает вопрос с тарифами. Поскольку правопреемства никакого нет, то эти предприятия должны вновь подать документы на формирование тарифов. Что мы рекомендуем. Мы разговаривали с ФСТ Российской Федерации по поводу того, что в 41-м законе (Федеральный закон от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»), естественно и в 210-м отсутствует сегодня формирование тарифов для вновь создаваемых организаций. Получается абсурдная ситуация при том, что процесс непрерывный. Если предприятию сегодня вдруг передали инфраструктуру, то оно не может сегодня не продать ресурс. Если предприятию ещё не передали инфраструктуру, то оно ещё не предприятие. А если не предприятие, то оно не может сформировать свой тариф. В контрольно-правовом управлении ФСТ дали разъяснение, что для вновь создаваемых предприятий дело необходимо открывать на этапе создания предприятия. Соответственно, два варианта. Либо на этапе создания открывается дело, есть вся документация, как оно будет создано, есть учредительные договоры, есть условия владения имуществом, есть всё. И поэтому сразу представляются документы в экономическую службу, для расчётов, какой будет тариф. Это первый вариант. А второй вариант - можно создать общество, а договор аренды имущества заключить с отсрочкой вступления его в силу. Данный договор аренды вступит в силу с момента утверждения тарифа. И тогда соблюдаются все условия - предприятие создаётся, договор аренды ещё не вступил в силу, но юридическое лицо есть. Дело о тарифах можно открывать.

Управляющие компании жилищным фондом.

По управляющим компаниям также рекомендуем идти по пути холдингов. Создаются ООО как управляющие компании, каждая из них управляющая, на базе, например, участков МУПа. Директор как был директором, так и остался, только он теперь управляет новыми предприятиями. Чем хорошо? Как показала сейчас практика, для граждан, всё-таки, заметную роль играет личность, лицо руководителя. Остаётся то же лицо, и неважно как называется его предприятие. В ряде регионов был такой пример - МУП Жилкомсервис превратился в ООО Жилкомсервис-1, ООО Жилкомсервис-2, и так далее. Название сохранилось, директор сохранился, только цифры подставили. А людям главное, чтобы услуги предоставлялись качественно.

Договор управления необходимо корректировать. По договору управления чётко написано - он прерывается по инициативе, по соглашению сторон. Директор МУП идёт и убеждает граждан, что нужно переоформить договор, потому что есть возможность деньги на капитальный ремонт получить. По соглашению сторон расторгается договор с МУП, определяются обязательства, закончены они или нет. МУП уходит - на эту дату инвентаризуются расчеты: что-то ещё должно предприятие гражданам или нет. Долги, кредиторская, дебиторская задолженность, можно оставить на МУПе, а можно передать ООО. Если остаются на МУПе, тогда необходимо уведомить граждан, что все долги до такого-то числа подлежат перечислению в адрес МУПа, а, начиная с такой-то даты, осуществляется финансирование в пользу ООО. Источник содержания МУПа, в случае создания холдинга, - договор на исполнение единоличного исполнительного органа, т.е. договор на управление обществами. Аппарат управления остаётся весь в МУПе.

Достаточно часто возникает вопрос, нужно ли повторно выбирать управляющую компанию, если она в своё время, в середине 90-х годов была выбрана. По действующему в настоящее время законодательству она не выбрана. Постоянно рекомендуем не дожидаться конкурсов. Управляющим компаниям предлагаем не дожидаться, искать собственника-инициатора, делать за собственников все документы, самим идти в орган власти с пакетом материалов.

О платежах за жилищные услуги.

Органы местного самоуправления имеют право утвердить тарифы на квадратный метр в двух случаях. Только два случая в Жилищном кодексе. Первый вариант - пункт 3 статьи 156, если не выбран способ управления, но это - конкурс, цена в этом случае будет только по конкурсу. И второй случай - пункт 4 статьи 158, если собственники на собрании не приняли решение. У компании, которая сегодня обслуживает жилищный фонд, по Вводному закону к Жилищному кодексу есть статус управляющей. Она есть, просто она не выбранная. Данная управляющая компания обязана, по 158-й статье, обратиться к собственникам письменно: «Уважаемые собственники, начинается 2008 год, предлагаю Вам такой-то перечень работ и такую-то цену. Прошу вас проголосовать за эту цену». Если собственники не проголосовали за эту цену, то управляющая компания, которая всё это предложила, собирает документы в папочку и передаёт в органы местного самоуправления. Составляет протокол, что собрание не состоялось, не приняло решение. Пишет сопроводительное письмо в ОМС: «Прошу вас... на основании пункта 4 статьи 158 Жилищного кодекса принять решение о размере платы». Орган местного самоуправления принимает решение на основании перечня, который составила управляющая компания, и стоимости. Сегодня только один платёж для граждан на квадратный метр. Платёж называется размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Отдельно нет каких-либо тарифов. Принимается соответствующее решение по каждому дому. Необходимо обратить внимание, что предельные индексы не действуют. Индексы сейчас на собственников вообще не действуют, только на нанимателей.

Необходимо ещё раз подчеркнуть, что решение принимается по каждому дому. Практически в абсолютном большинстве муниципальных образований есть перечень работ по муниципальному образованию, но нет адресного. А требования Жилищного кодекса - объект управления один дом, перечень работ на дом, стоимость работ на дом.

Требования закона о формировании экономически обоснованных тарифов.

Для дословного исполнения закона необходимо исключить, не показывать убытки. Нас волнуют два вида тарифов - на воду и стоки, и тариф на тепловую энергию. Все остальные вопросы от муниципальных образований не зависят. Пока продолжается практика формирования убыточных тарифов. В основном на воду. В порядок регулирования тарифов на тепловую энергию органы местного самоуправления незаконно вмешиваются, потому что нет полномочий. 41-й закон все полномочия по регулированию тарифов на тепловую энергию отдал только субъектам Российской Федерации. Органы местного самоуправления только в соответствии с законом субъекта Федерации могут получить данные полномочия. Вряд ли есть подобные примеры. Итак, только субъекты Федерации, а значит РСТ, РЭКи. Региональная энергетическая комиссия обязана утвердить тарифы, в том числе для населения. При утверждении тарифа для населения, она обязана утвердить его сразу с учётом всех допустимых предельных индексов. Она по 109-му Постановлению не имеет права утвердить экономические необоснованные тарифы, при этом, с учётом и предельных индексов. Иначе разница подлежит компенсации как выпадающие доходы, а не как убытки. Причём, из бюджета субъекта Федерации. Вот почему муниципалитеты здесь вообще не должны заниматься каким-либо регулированием, тепловая энергия не их полномочия.

Ещё раз. РЭК не имеет права установить тариф выше предельных индексов. Если Региональная энергетическая комиссия видит, что экономически обоснованные затраты выше, она по 109-му Постановлению Правительства составляет протокол, какие расходы исключить, корректирует производственную программу, после чего устанавливает экономически обоснованный тариф. Если региональная комиссия видит, что исключить ничего нельзя, то она тогда вынуждена разницу профинансировать из бюджета субъекта Федерации. Если же ничего не исключает, но и не компенсирует, то дальше арбитражный суд. Сегодня практически в каждом журнале «Жилкомаудит» печатаем арбитражную практику об оспаривании подобных постановлений региональных энергетических комиссий.

По 185-му закону не должны показываться убытки. Соответственно, есть варианты. Первый вариант - соглашаетесь с РЭКом, что срезали тариф. Понимая, что затраты делать надо, предприятие показывает убытки, и тогда не исполняется требование закона по убыткам. Второй вариант - предприятие понимает, что экономически обоснованные затраты срезаны необоснованно, их всё равно производить, никуда от них не деться. Чтобы исполнить 185-й закон надо идти в суд. С водой также. По воде и по стокам 210-й закон. В 210-м законе две замечательные статьи - 9-я и 11-я. В 9-ой статье всё прописано процедурно. Регулируемая организация составляет производственную программу, где всё рассчитано под мероприятия и стоимость. Орган регулирования проверяет производственную программу. Если производственная программа не вписывается в предельные индексы, то орган регулирования обязан её скорректировать. Что такое скорректировать? Исключить то, что в этом году можно не делать. Это первый вариант. И второй вариант - при невозможности изменения производственной программы и утверждения откорректированного тарифа, исключить из производственной программы те расходы, которые будут финансироваться за счёт средств местного бюджета. Регулирующий орган решает вопросы корректировки производственной программы, в 11-й статье чётко написано - за счёт средств местного бюджета.

На 2008 год, наверное, уже не удастся воспользоваться требованиями, установленными 185-м законом, а на 2009 год необходимо включить данную работу в план. На 2009 год формирование тарифов должно проводиться с условием, если идёт корректировка производственной программы, то должно быть софинансирование бюджета на компенсацию выпадающих доходов. Это первый вариант. И второй вариант, на выполнение конкретных мероприятий. Первый вариант корректировки - дали затраты на 100, а приняли на 80, безадресно, определено, что разница профинансируется. Второй вариант корректировки - дали затраты на 100, а профинансируется отдельно капитальный ремонт на сумму разницы на 20 пунктов. Рекомендуем идти по второму варианту, по конкретному. Почему? Потому что при исключении из производственной программы конкретных мероприятий, ни про какие убытки и нигде, и никогда речи быть не может. Капитальный ремонт финансируется из конкретного бюджета, или строительство какого-то объекта финансируется из соответствующего бюджета. Договор будет заключаться на эти мероприятия. Баланс исполнения производственной программы идёт под ноль, затраты по капитальному ремонту пошли совершенно по другой отчётности. Они пошли по целевым средствам. Баланс под ноль, без убытков, тариф без убытков, отчётность представляется без убытков.

Кто бы не утверждал тариф, РЭК, орган местного самоуправления, комитет по ценам, не важно, но в обязательном порядке нужно, при утверждении тарифа, в решении о регулировании тарифов, писать условие, что тариф утверждён с учётом исключения конкретных мероприятий на такую-то сумму за счёт бюджетных средств. И указать источник. Постановление регулирующего органа считается нормативным актом. Появляются основания включить расходы в бюджет соответствующего органа власти. Получается экономически обоснованный тариф, а часть затрат финансируются как мероприятия.

Есть территории, где субъект Федерации регулирует и воду, и тепло. В этой ситуации от муниципального образования нужна пояснительная записка, в которой описывается, что у органа самоуправления в соответствии с порядком, установленным такими-то законами, отсутствуют полномочия по регулированию тарифов на тепловую энергию и воду. Но нужно представить информацию от РЭКа, или комитета по ценам субъекта, об отсутствии убытков у предприятий.

Итак, при формировании тарифа учтены экономически обоснованные затраты. Тариф - это план, а баланс это факт. Баланс не представляется. Задаётся вопрос, как отчитываться, когда нет основ ценообразования по 210-му закону? Гражданский кодекс допускает проводить аналогию законодательства, когда она есть. В 109-м Постановлении есть понятие валовой выручки для целей формирования тарифа. Есть порядок определения тарифа - это деление валовой выручки на объём. При регулировании тарифа принято, что валовая выручка предприятия такая-то, объём реализации такой-то, в связи с чем тариф принят безубыточный.

Два слова о надбавке к тарифу на развитие. Инвестиционную программу утверждает орган местного самоуправления для конкретного юридического лица, исполнитель определяется. Надбавка для ООО, это его выручка. При реализации инвестиционной программы создаётся имущество того лица, которое выполняет инвестиционную программу. Это имущество будет ООО.

Два варианта за счёт инвестиционной программы расширять имущество муниципалитета. Первый вариант - не за счёт надбавки, а за счёт бюджетных средств. Если надбавка велика для реализации инвестиционной программы - профинансируйте из бюджета, тогда только эта часть будет муниципальной. И второй случай, когда предприятие добровольно отказалось в пользу муниципалитета от своего объекта. Потому что доходы на реализацию инвестиционной программы, - это выручка предприятия, которое строит объект, а выручка - это все средства предприятия.

Перекрёстное субсидирование.

Никто не запрещает установить группы потребителей не для целей перекрёстного финансирования, а для технических целей публичного договора. В Гражданском кодексе есть понятие договора энергоснабжения и водоснабжения. Это договоры публичные. 426-я статья практически звучит следующим образом: по публичному договору товары, работы, услуги продаются при одинаковых условиях всем потребителям по единой цене. Сначала написано «при одинаковых условиях», а потом «по единой цене». То есть, единая цена может быть только для потребителей в единых условиях. Никто не запрещает вводить градацию, дифференциацию тарифов по группам потребителей, в условиях публичных договоров. Опять воспользуемся аналогией. В 109-м Постановлении Правительства Российской Федерации звучит - дифференциацию тарифов по группам потребителей устанавливает орган регулирования, в соответствии с предложениями регулируемой организации. Если заведомо знаете, что в такое-то поселение, на столько-то километров тянется инфраструктура, задействованы совершенно самостоятельные объекты, соответственно предлагаете сделать индивидуальную цену. Можете этого не делать, сделать всем одинаково, но можно сделать дифференциацию. Кроме того, в 109-м Постановлении идёт прямая дифференциация. При разных централизованных системах теплоснабжения могут быть разные тарифы. Есть понятия группы потребителей. Не следует путать понятия «группы потребителей» и «перекрёстное финансирование», это разные понятия и отношения. Рекомендуем чётко отрегулировать дифференциацию по группам потребителей. Когда будем готовить информацию по перекрёстному финансированию, укажем дифференциацию именно по группам потребителей. Никто не запрещает, поэтому это можно делать.

Процедуры и порядок прохождения денежных средств.

Деньги Фонда содействия реформированию ЖКХ, это не бюджетные средства. Но как только средства Фонда попали в бюджет субъекта Российской Федерации, они, сразу же, приобрели статус бюджетных. Бюджет Субъекта направляет их в бюджет муниципалитета. С 2005 года введена новая система направления бюджетных средств по получателям. Есть специальная инструкция о порядке бюджетного учёта, есть понятие получатель бюджетных средств. Получателем бюджетных средств сегодня являются только бюджетные организации и не более. Или какая-либо структура при органе местного самоуправления. Муниципалитеты сами устанавливают полномочия получателя бюджетных средств. Посмотрим на примере субсидий, это понятно и есть практика у всех. Кто получатель бюджетных средств на цели субсидий гражданам? Орган социальной защиты - бюджетное учреждение. Понятно всем. Точно так же определяется получатель бюджетных средств на цели финансирования расходов по проведению капитального ремонта, по государственной программе Фонда содействия реформированию ЖКХ. В небольших муниципальных образованиях это может быть само финансовое управление. Представители федерального казначейства однозначно сказали, что в небольших муниципальных образованиях распорядитель может быть одновременно получателем. Распоряжается и одновременно получает, потому что другого нет. Главное, дальше определить, что именно этот орган, или лицо, или структурное подразделение будет эти средства направлять на капитальный ремонт. Кому? Управляющим компаниям или ТСЖ. Нужно соблюсти условия, и соблюсти договор.

Опять же замечательная аналогия с органом социальной защиты. Орган социальной защиты заключает договор. Но это договор на компенсацию выпадающих доходов в связи с предоставлением гражданам льгот. Здесь нет какого-то договора возмездного оказания услуг, никто никому ничего не продает. Но это договор о целевом направлении бюджетных средств. Цель определена. Что дальше устанавливаем в этом договоре? Устанавливаем критерии использования, отчётности. Если это всего лишь компенсация выпадающих доходов, то есть, часть цены, то целевое использование будет зависеть от объёмов на соответствующие цели. Считаем количество льготников, их стоимость, получается целевая обоснованность. Мы не затратную часть проверяем, а именно объёмные показатели.

В договоре, при реализации 185-го закона, устанавливаются критерии целевой направленности денежных средств, в части капитального ремонта. Сразу определяем эту цель. Цель - направить данные средства на финансирование работ, связанных с проведением капитального ремонта по предлагаемому перечню. По 185-му утверждается отдельный перечень на часть, финансируемую населением, и отдельный перечень на бюджетную часть. То есть, из сметы, которую по дому составят, выберем работы на те 5%, которые будут финансировать граждане. Отдельные сметы они будут финансировать. Остальные мероприятия будут финансироваться по принципу софинансирования. Тогда отношения будут складываться таким образом - есть договор с получателем бюджетных средств. Получатель бюджетных средств устанавливает, кого он будет финансировать. Заключает договор, в котором устанавливается перечень работ, стоимость работ, сроки направления бюджетных средств. Сроки будут определяться по лимитам. Ничего нового нет, как стандартно финансировали, так стандартно будем финансировать весь процесс по договорам. Сроки есть, отчётность есть. Отчётность - акты выполненных работ.

По финансированию чётко прописано в 185-м законе - можем дать аванс 30 %. В договоре также можем прописать, на какие цели. Остальное финансирование идёт по актам. Акт представили - профинансировали, акт представили - профинансировали. Учитывая, что в соответствии с законом акт согласуется с органом местного самоуправления, акт составляется в трёх экземплярах. Один экземпляр акта для управляющей компании или ТСЖ, один акт подрядчику, если он был, и третий акт органу местного самоуправления, - тому, кто финансировал - получателю, бюджетному учреждению. Составили три акта, каждый свой имеет. Получатель бюджетных средств имеет акт, он отчитался.

Возникает при прочтении закона естественный вопрос, надо ли все полученные местным бюджетом средства полностью перечислять на счёт управляющей компании или ТСЖ. В законе прописана процедура направления денежных средств. Может авансироваться работа, а дальше прописано, что по актам выполненных работ. Имеется в виду, что это написано не для бюджета, а для управляющей компании, для ТСЖ. И тот, и другой вариант проходят. Первый вариант проходит, потому что управляющие компании всё равно не имеют права перечислить оставшиеся деньги без актов. Видимо законодатели хотели подстраховаться, чтобы в бюджете средства не оставались. Чтобы была гарантия, что работы будут оплачены. Когда деньги остаются в бюджете, они могут быть перенаправлены, вот что, скорее всего, имеется в виду. Своего рода гарантия, тем более, что у нас управляющие компании, ТСЖ открывают специальный счет. Сразу необходимо сказать - забыли про понятие «транзитный». Нет понятия транзитных счетов в законодательстве. Только расчётные счета, никаких бюджетных. Отдельный счёт, не тот расчётный счёт, на котором учитываются текущие операции. Любое юридическое лицо может открыть любое количество счетов. По федеральному закону это специальный счёт, на котором аккумулируются только специальные средства на капитальный ремонт, из специального фонда и тратятся только на это. На эти средства взыскания не будут накладываться.

Налогообложение средств на капитальный ремонт.

У ТСЖ они не подлежат налогообложению, а у управляющих организаций НДС в общеустановленном порядке, потому что это оплата выполненных работ и услуг. Для управляющих организаций это предпринимательская деятельность. Нормы Жилищного кодекса, практически, говорят о том, что капитальный ремонт должен входить в цену договора управления. Гражданин платит, допустим, 5 %, за капитальный ремонт управляющей компании также как за текущий ремонт. Платит только не в полном объёме. Почему текущий ремонт выручка, а капитальный нет? У управляющей компании нет оснований признать эти деньги не выручкой от реализации, тем более что она коммерческая организация. Поэтому у управляющей компании будет НДС.

Другой вопрос, управляющие организации должны проводить конкурсы или нет? Наше глубокое убеждение, что средства на капитальный ремонт домов не подлежат размещению по конкурсу. Даже сегодня, без учёта положений 185-го закона. Далеко не все средства, не любой рубль из бюджета идёт на конкурс. Например, средства из бюджета на компенсацию льгот - по конкурсу? Нет. Средства бюджета на компенсацию выпадающих доходов по тарифам? Нет. А почему, это же тоже деньги из бюджета? А потому, что они идут по специальным правовым актам. Идут как субсидии, а не как оплата по муниципальным контрактам. В 94-м федеральном законе (федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») есть 8-я статья. В ней варианты размещения заказов у любого поставщика или исполнителя ограничены. В 8-й статье чётко написано, что данный закон ограничивает исполнителей нормами настоящего закона или нормами иного законодательства. Вот почему не размещаем по конкурсу средства на компенсацию льгот, средства по компенсации выпадающих доходов. Другими федеральными законами ограничено размещение.

Смотрим управление жильём. Проведение капитального ремонта относится к полномочию органа управления домом. 161-я статья. Ограничен участник? Ограничен. Чем? Жилищным кодексом. Граждане выбирают управляющую компанию, на неё по 162-й статье Жилищного кодекса возлагается всё - содержание, коммуналка, капитальный ремонт, в том числе. Капитальный ремонт - это элемент управления. Для этого и выбираем управляющую компанию. Граждане выбрали управляющую компанию, проголосовали, она берёт обязательства, в т.ч. по капитальному ремонту, когда придёт его срок. По 158-й статье она обязана составить перечень, смету, сроки представить. Вдруг орган местного самоуправления объявляет конкурс на поиск подрядчика. Но ведь собственники его уже выбрали. 165-я статья определила, кому выделять деньги на капитальный ремонт - управляющим компаниям и ТСЖ. Только управляющим компаниям и ТСЖ. Почему должны органы местного самоуправления искать подрядчика, когда 165-я статья этот вопрос решила? Собственники выбрали вариант управления, почему кто-то вместо собственников должен решать вопросы по капитальному ремонту? Это неправильно и нарушает 94-й закон и Жилищный кодекс. Поэтому капитальный ремонт не размещается по конкурсу. Он размещается у единственного исполнителя - управляющая компания, ТСЖ. Сейчас большое число территорий работают именно так.

Слышала не раз, что ОМС намерены продолжать размещать капитальный ремонт по конкурсу. Ваше решение, но оно нарушает права гражданина. В доме есть организация, у которой в эксплуатационном ведении находится всё. Крыша, стены, конструкции. Почему ей надо искать подрядчика? Подрядчик ушёл, а она за всё отвечает? 55-я статья 94-го федерального закона оговорила возможность размещения у единственного поставщика. Есть специальные полномочия у соответствующих организаций. Жилищный кодекс чётко ограничил лиц, которым выделяются средства на капитальный ремонт. Конкурсы проводятся только на размещение заказов для муниципальных нужд, только за счёт бюджетных средств.

В каждом муниципальном образовании необходимо разработать нормативный правовой акт, публично определить перечень домов, на которые будут выделяться средства на капитальный ремонт. Деньги передаются той управляющей компании, которая выбрана в этом доме. Управляющие компании или ТСЖ, которые попадают в перечень домов для проведения капитального ремонта, получают бюджетные средства без всяких конкурсов. Деньги, направленные в управляющую компанию, перестали быть бюджетными, это выручка управляющей компании. 94-й закон к выручке управляющей компании не имеет отношения.

185-й федеральный закон даёт субъектам Федерации полномочия установить выбор подрядчиков для проведения капитального ремонта дома по конкурсу.

Если субъект Федерации обяжет, установит такой порядок, то, конечно, надо будет ему следовать. Логично на уровне региона, наверное, прописать два варианта. Если средства на капитальный ремонт выделяются управляющим компаниям, которые имеют у себя собственные ремонтные службы, осуществляющие капитальный ремонт, таких много организаций, то без условий проведения конкурсов на поиск подрядчика. Средства на капитальный ремонт, в данном случае, выделяются конкретным управляющим компаниям. Если управляющая компания чисто аппаратная, 10 человек, к примеру, аппарата управления, то в таком случае можно вводить условия поиска подрядных организаций по конкурсу.

Попадает ли под действие 185-го закона дом, находящийся в 100% муниципальной собственности?

В 185-м законе есть критерии по выбранным управляющим компаниям. Но там нет условия - выбранным на собрании собственников. Муниципальное образование является собственником дома. Управляющая компания выбрана по конкурсу, но, в данном случае, по порядку, установленному в 94-м федеральном законе. Этот же порядок распространяется на дома, находящиеся в собственности субъекта Федерации.

Понравилась статья?
Поделись с друзьями!